Ситуация вокруг арестованного в Минске в рамках расследования уголовного дела "Уралкалия" генерального директора компании Владислава Баумгертнера остается неясной
Russian Look
Ситуация вокруг арестованного в Минске в рамках расследования уголовного дела "Уралкалия" генерального директора компании Владислава Баумгертнера остается неясной Сведений о ходе расследования белорусскими правоохранителями нет, как нет и информации об условиях содержания россиянина под стражей
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ситуация вокруг арестованного в Минске в рамках расследования уголовного дела "Уралкалия" генерального директора компании Владислава Баумгертнера остается неясной
Russian Look
 
 
 
Сведений о ходе расследования белорусскими правоохранителями нет, как нет и информации об условиях содержания россиянина под стражей
Россия-1
 
 
 
По сообщениям ряда источников, близких к обеим компаниям, отношения между двумя игроками калийного рынка начали портиться еще в 2011 году
Global Look Press

Ситуация вокруг арестованного в Минске в рамках расследования уголовного дела "Уралкалия" генерального директора компании Владислава Баумгертнера остается неясной. Сведений о ходе расследования белорусскими правоохранителями нет, как нет и информации об условиях содержания россиянина под стражей. Причин тому две. Во-первых, адвокаты бизнесмена дали подписку о неразглашении, а во-вторых, у них порой нет возможности оперативно справляться о своем клиенте.

Белорусская сторона нарушает собственные обещания о доступе адвокатов к арестованному, второй день белорусских адвокатов не пускают в изолятор без объяснения причин, заявил в четверг агентству ИТАР-ТАСС адвокат с российской стороны Алексей Басистов. По его словам, белорусский адвокат Баумгертнера Дмитрий Горячко сегодня целый день просидел в СИЗО в ожидании разрешения на встречу, но так его и не получил.

"Несмотря на обещания, данные по поводу возможности ежедневных встреч адвокатов с Владиславом, это обещание нарушено, - сказал Басистов. - Второй день у нас нет никаких данных о Владиславе, о том, что с ним происходит. Отказ во встречах с адвокатом в белорусском СИЗО никак не объясняют. Не пускают и все. Хотя, со слов адвокатов, физические возможности существуют".

- Интерпол решает, объявлять ли в розыск сенатора и олигарха Керимова, делая его невыездным из России

Интересно, что это заявление опровергает комментарий другого адвоката Баумгертнера, Анны Славиной. "У меня нет проблем, я посещаю его регулярно, проблем со встречами не было. У меня есть разрешение на посещения без ограничения срока и времени. Я думаю, что и у всех остальных адвокатов Баумгертнера есть такие разрешения", - заявила адвокат агентству "Интерфакс" в среду. Она добавила, что "не слышала" о том, чтобы кому-то из адвокатов (с белорусской стороны их три. - Прим. NEWSru.com) не разрешили встретиться с Баумгертнером.

Новыми фигурантами дела могут стать белорусы

Тем временем расследование уголовного дела в отношении Баумгертнера, а также российского сенатора, олигарха и некогда акционера "Уралкалия" Сулеймана Керимова продолжается, сообщил журналистам пресс-секретарь СК Белоруссии Павел Траулько.

"Получены новые доказательства противоправной деятельности фигурантов уголовного дела, в том числе из числа граждан Белоруссии", - цитирует Траулько агентство "Прайм".

"Учитывая то, что Следственный комитет РФ занимаетпринципиальную позицию в вопросах расследования уголовных делкоррупционной, экономической тематики, дальнейшее расследованиеданного уголовного дела будет проводиться в тесномвзаимодействии с российскими коллегами", - добавил также, как отмечает ИТАР-ТАСС, белорусский правоохранитель.

Развод "Уралкалия" и "Беларуськалия"

По сообщениям ряда источников, близких к обеим компаниям, отношения между двумя игроками калийного рынка начали портиться еще в 2011 году. Во-первых, как писала газета "Ведомости", тогда "Уралкалий" присоединил к себе "Сильвинит", тем самым превзойдя по мощности "Беларуськалий". Еще в 2005 году, когда создавался совместный трейдер, "Белорусская калийная компания" (БКК), была договоренность, что компании производят ему отгрузку пропорционально своим мощностям.

Как бы то ни было, "возмужавший" "Уралкалий" в итоге согласился на условия белорусской стороны и продолжал придерживаться схемы отгрузки в параметрах 50/50. А также отказался от швейцарской регистрации (была идея "перевести" БКК в Европу), усилил полномочия гендиректора. Но "Белнефтехим" (госконцерн, включающий порядка 60 предприятий, в том числе, "Беларуськалий") все равно что-то не устраивало. До кучи в 2011 году, как рассказывали "Ведомостям" информированные источники, у концерна сменился начальник.

И в 2012 году в Белоруссии все громче начали звучать предложения по диверсификации каналов сбыта. Ведь "Уралкалий" по спотовым контрактам торговал также через своего трейдера Uralkali Trading (источники говорят, что компания не оттягивала контрактов у БКК). Вот и появились у белорусов идеи продавать свою продукцию не только через БКК. В конце декабря 2012 года указом Александра Лукашенко был отменен принцип эксклюзивности для БКК. Следующий ход был за россиянами: летом 2013 года Баумгертнер объявил об отказе торговать через БКК, что тут же обвалило рынок, ведь цены до той поры контролировали два трейдера - БКК и Canpotex (обслуживает Potash Corp, Agrium, Mosaic).

Спустя месяц после "развода" компаний Баумгертнер был задержан в Минске по завершении переговоров с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем. Он был взят под стражу в рамках расследования уголовных дел, возбужденных Генпрокуратурой Белоруссии, и ему так же, как и акционеру "Уралкалия" Сулейману Керимову, предъявлено обвинение в злоупотреблении властью и служебными полномочиями. Баумгертнеру грозит до 10 лет лишения свободы.

Белорусский следственный комитет обвиняет топ-менеджмент "Уралкалия" и БКК в попытке замкнуть на российской компании финансовые потоки и отношения с торговыми партнерами БКК на основных рынках минеральных удобрений - в Китае, Индии, Бразилии и Сингапуре. Следователи считают, что обвиняемые скрывали истинные размеры скидок и преференций для покупателей, занижали реальные цены, по которым сбывалась продукция, направляли финансовые потоки через подконтрольные фирмы, затягивали оплату поставленного товара. Белорусский СК на данный момент оценивает ущерб, нанесенный возможными противоправными действиями подозреваемых, в 100 миллионов долларов.